Словарь шахматных терминов

Перейти вниз

Словарь шахматных терминов

Сообщение автор Sergiy63 в 2013-09-23, 22:13

А

Аванпост — клетка, которая по ходу игры уже не сможет попасть под бой пешки соперника. Аванпост, защищённый пешкой игрока, становится прекрасной позицией для ладьи, контролирующей открытую вертикаль.
«Армагеддон» — решающая партия блиц (как правило, на тай-брейке), которая играется на необычных условиях: белые имеют 5 минут на обдумывание, а черные — 4 минуты, однако белых устраивает только выигрыш (в случае ничьей черные признаются выигравшей стороной).

Б

Батарея — две (или более) фигур, объединение которых усиливает потенциал атаки (давления), например, батарея «ферзь + слон», «ладья + ферзь» и т. п.
Блиц — молниеносная игра, при которой используется экстремально укороченный контроль времени (как правило, пять минут каждому на всю партию, но есть блиц-контроль и по три минуты каждому и даже по минуте). Проигрывает тот, кто первый просрочит время (или, разумеется, получивший мат).
Блицор — шахматист, хорошо играющий блиц.
Блока́да — стратегия ограничения подвижности пешек и фигур противника.
Бло́кер — фигура, блокирующая продвижение вражеской пешки.
Быстрые шахматы (рапид) — партия в шахматы с укороченным лимитом времени на обдумывание (как правило, 15 минут каждому на всю партию).

В

Вертикаль — поля шахматной доски с одинаковым индексом буквы (например, вертикаль f).
Вечный шах — ситуация, в которой одна из сторон (как правило, сильнейшая) не может избежать серии повторяющихся шахов. Партия при этом, как правило, оканчивается ничьей после троекратного повторения позиции.
Взятие на проходе — Взятие пешкой пешки противника на поле, которое она пересекла, делая свой «двойной ход». Возможно в том случае, когда пешка находится на 5-й (для белых пешек) или 4-й (для чёрных пешек) горизонтали и пешка противника, делая двойной ход, пересекает поле, находящееся под боем у данной пешки. Возможно только следующим за этим двойным ходом.
Вилка — ход, после которого под боем оказываются две (и более) фигуры противника.
Выжидательный ход — ход, ничего принципиально не меняющий в характере позиции и ставящий целью выяснить намерения противника, передав ему очередь хода.

Г

Гамбит — разновидность дебюта, в котором осуществляется жертва материала (обычно пешки, реже фигуры) ради быстрейшего развития.
Гарде́ (фр. gardez «берегите(сь)») — нападение на ферзя (устаревшее; объявление «гарде» не обязательно).
Гандикап — англ., В шахматной игре состязание между многими игроками разного уровня мастерства, причём сильные дают какое-либо преимущество (фору: вперёд 1-2 хода, пешку или фигуру) более слабым игрокам для относительного уравновешивания сил.
Горизонталь — поля шахматной доски с одинаковым индексом цифры («первая горизонталь», «пятая горизонталь» и т. п.).

Д

Дальнобойная фигура — ферзь, ладья, слон.
Двух слонов преимущество — ситуация, при которой одна из сторон обладает двумя слонами, а противная сторона — слоном или конём, либо двумя конями. Особенно данное преимущество сказывается в открытых позициях, где дальнобойность слонов позволяет использовать их в полную силу. Преимущество двух слонов называют иногда «маленьким качеством».
Дебют — начало шахматной партии, имеющее целью скорейшую мобилизацию (развитие, развёртывание) сил.
Демаркационная линия — линия, условно проведённая между четвёртой и пятой горизонталями и разделяющая шахматную доску на две равные половины.
Диагональ — поля шахматной доски одного цвета, находящиеся на одной линии.
Детский мат — мат в дебюте, который обычно получает начинающий (ребенок). Основная идея — объявить мат ферзём и слоном на поле f7 (f2) (то есть жертвой могут оказаться как белые, так и черные). Схема Д.м. характеризуется примерно такими ходами: 1.e4 e5 2.Фf3 Kc6 3.Cc4 d6 4.Ф:f7X.
Доминация — подавляющее преимущество, которое проявляет себя в полном контроле над ключевыми полями и пространством шахматной доски в целом.
Дурацкий мат — мат в дебюте, который получают белые, сделав следующие ходы: 1.f4 e6 2.g4?? Фh4Х.

Sergiy63

Сообщения : 13
Очки : 21
Репутация : 0
Дата регистрации : 2013-09-22

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Словарь шахматных терминов

Сообщение автор Sergiy63 в 2013-09-23, 22:32

Ж

Жертва — неэквивалентный размен, отдача какого-либо материала (пешки, фигуры, нескольких фигур) для получения решающего (или позиционного) преимущества, для объявления мата или сведения игры вничью. Жертва может также иметь целью захват (перехват) инициативы, получение компенсации в виде контроля над центром или ключевыми полями и т. п.
Жертва корректная — то есть обоснованная, правильная, оправдывающая себя даже при наилучшей защите.
Жертва некорректная (блеф) — жертва, рассчитанная на ошибки защищающейся стороны, на цейтнот и т. п., то есть имеющая достаточно очевидное опровержение.
Жертва позиционная — не предполагающая немедленный отыгрыш материала и ориентированная на получение долговременных позиционных преимуществ.

З

Задача шахматная — произведение шахматной композиции, решение которой предполагает нахождение строго единственного пути для объявления мата слабейшей стороне в обозначенное число ходов. В зависимости от числа ходов, необходимых для решения, задачи делятся на двухходовки, трёхходовки и многоходовки.
Закрытая игра — ведение партии при закрытом (фиксированном) центре, перегороженном пешечными цепями. Характеризуется преимущественно позиционной игрой, лавированием, перегруппировкой боевых сил, нащупыванием слабостей в лагере противника и т. п.
Вскрытие игры— переход к открытой игре (посредством прорыва, жертв материала и т. п.).
Засада — ситуация, в которой дальнобойная фигура располагается за своей или чужой фигурой (фигурами). Действие дальнобойной фигуры проявляется только после перемещения стоящей перед ней фигуры (фигур).
Зевок — грубый просмотр, чаще всего приводящий к проигрышу партии.
Зрение комбинационное (тактическое) — умение увидеть таящиеся в позиции возможности, получить преимущество с помощью тех или иных жертв материала.

И

Игра вслепую — игра не глядя на доску, одна из разновидностей показательных выступлений. В последнее время для повышения зрелищности игра «вслепую» включена в программу международных турниров («Амбер-турнир»). Однако в нём игрокам разрешается использовать для удобства изображение пустой шахматной доски (на дисплее компьютера).
Инициатива — преимущество активной стороны, могущей навязать обороняющейся стороне стиль и темп борьбы, подготовить и осуществить атаку и т. п.

К

«Капкан» — ловушка, приводящая «попавшуюся» сторону к неизбежной потере ферзя или другой фигуры.
Качество — «вес», отличающий тяжёлую фигуру от лёгкой; «выиграть качество» или «пожертвовать качество» означает операцию, при которой один из игроков выигрывает (или жертвует) ладью, отдав (получив) за неё лёгкую фигуру.
Квалификация шахматная — признанный в соответствии с правилами (кодексом) уровень силы шахматиста. Фиксируется в виде присвоения соответствующих званий и разрядов (напр., национальный мастер, мастер ФИДЕ, международный мастер, международный гроссмейстер). Соответствующие разряды и звания присваиваются не только шахматистам-игрокам, но и шахматным композиторам.
Кингчесс — разновидность шахмат, основанная на пустой доске в начале партии. В процессе партии соперники постепенно выставляют свои фигуры на доску.
«Классика» — партия, игранная с обычным (классическим) контролем времени (в отличие от быстрых шахмат или блица).
Комбинация — форсированный вариант с жертвой (определение принадлежит М. М. Ботвиннику).
Контргамбит — разновидность дебюта, в которой осуществляется встречная жертва материала для противодействия планам противника. Например, контргамбит Фалькбеера в королевском гамбите (1.e4 e5 2.f4 d5).
Контригра — возможность встречной игры против слабостей противника.
Кооперативный мат — разновидность шахматной задачи, в которой сторона, получающая мат, оказывает содействие матующей стороне.
Крепость — разновидность ничейных позиций в эндшпиле, при которой сильнейшая сторона не может одержать победу даже при наличии большого материального преимущества (например, некоторые позиции, при которых ладья с пешкой образуют неприступную крепость против ферзя).

Л

Лавирование — маневры позиционного характера, в ходе которых поддерживается общее напряжение, неопределённость, и стороны не обнаруживают до конца своих намерений.
«Ласкеровская компенсация» — компенсация за ферзя в виде ладьи, пешки и лёгкой фигуры (как правило, слона). Термин образован от фамилии второго официального чемпиона мира по шахматам Эм. Ласкера, неоднократно и с успехом осуществлявшего подобный размен сильнейшей фигуры.
Лёгкая партия — партия, игранная вне официальных соревнований (в отличие от турнирной или матчевой партии).
Ловушка — один из приёмов борьбы в практической партии, когда сторона, устраивающая ловушку, рассчитывает на опрометчивость противника, который соблазнится «отравленной» пешкой или оставленным под боем ферзем и получит «взамен» мат или потерпит существенный материальный урон.

Sergiy63

Сообщения : 13
Очки : 21
Репутация : 0
Дата регистрации : 2013-09-22

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Словарь шахматных терминов

Сообщение автор Sergiy63 в 2013-09-23, 22:52

М

Маленькое качество — так иногда называют преимущество двух слонов. По Таррашу: разница в силе между слоном и конём; размен слона на коня.
Мат — в шахматах ситуация, когда король находится под шахом и нет возможности этого шаха избежать.
Мат Легаля — матовая конструкция, предполагающая жертву ферзя и объявление мата тремя лёгкими фигурами (схема этой конструкции: 1.e4 e5 2.Kf3 d6 3.Cc4 Cg4 4.Kc3 h6 5.K:e5! C:d1?? 6.C:f7+ Kpe7 7.Kd5x). Название мата происходит от имени Кермюра Сира Де Легаля, впервые осуществившего данный мат в практической партии против кавалера Сен-Бри (1787, Париж, кафе «Режанс»). Правда, ход К:е5 Легаль делал при чёрном коне на с6, и Сен-Бри мог выиграть фигуру, просто взяв коня на е5 (а не получить мат после взятия ферзя на d1).
Мат линейный — мат на крайних вертикалях (горизонталях), который ставится тяжёлыми фигурами (двумя ладьями, ладьёй и ферзём, двумя ферзями).
Мат спёртый — мат, объявляемый конём, при котором матуемый король ограничен в передвижениях собственными фигурами и пешками.
Мат эполетный — мат, объявляемый ферзём, при котором матуемый король с обеих сторон ограничен собственными ладьями («эполетами») (например, белый ферзь с е6 матует чёрного короля на е8, а чёрные ладьи, соответственно, находятся на полях d8 и f8).
Матовая сеть — позиция, в которой король слабейшей стороны не может избежать мата ввиду того, что все возможные поля для отступления перекрыты собственными фигурами или контролируются атакующей стороной.
Материал — фигуры и пешки, которыми располагает игрок в шахматной партии. Обладание лишним материалом предопределяет материальное преимущество. Отдача материала для получения решающего преимущества — комбинация, жертва.
Матч — форма шахматного соревнования, при которой 2 игрока играют между собой определённое чётное количество партий (6,12,24,48 и т. д.) до выявления победителя. Победителем считается игрок, набравший по итогам матча большее количество очков, чем его оппонент.
Чаще всего матчевая система применяется в претендентских соревнованиях и для выявления Чемпиона мира.
Мельница — типовая комбинация с последовательным чередованием шахов и вскрытых шахов, объявляемых атакующей стороной. Именно "мельница" в партии с Эм. Ласкером прославила мексиканского гроссмейстера Карлоса Торре на турнире в Москве в 1925 г.
Миниатюра — 1) партия, выигранная уже в дебюте или в начале миттельшпиля (то есть не более, чем в 20-25 ходов) в результате грубых ошибок проигравшей стороны;
2) шахматные задачи или этюды с небольшим количеством участвующих фигур (не больше семи, включая королей).
Миттельшпиль — середина, основная часть шахматной партии, обычно следующая за дебютом. Массированные размены в дебюте могут приводить к тому, что игра из дебюта сразу переходит в эндшпиль.
Мишень — фигура или поле, которые являются объектом комбинации или атаки.

Н

Ничья — результат шахматной партии, в которой никто из игроков не смог одержать победу. За ничью каждый игрок получает по пол-очка.
Новинка — новый ход (новая схема развития) в известных вариантах (табиях).
Нокаут-система — принцип соревнований (в том числе на первенство мира), при котором в дальнейший круг проходит победитель каждой из пар, определённых жеребьёвкой. Причём сначала играются партии с классическим контролем, затем (если победитель не определился) — в быстрые шахматы, затем (если и рапид не определил победителя) — блиц. Если по итогам этих состязаний не выявлен победитель, то последняя время используется система
Нотация шахматная — общепринятая система обозначений, посредством которой осуществляется запись шахматной партии или той или иной позиции. Запись полной нотацией предполагает обозначение поля, с которого пешка или фигура делает ход — и, соответственно, поля, на который этот ход делается (например, 22. Кра4-b3 означает, что белый король с поля а4 сделал ход на b3). Запись сокращённой нотацией ограничивается указанием поля, на которое сделан ход (например, 56. …Лg7 — чёрная ладья сделала ход на поле g7). Различается буквенная и чисто цифровая нотация (последняя используется при игре по переписке).

О

«Обезьянья игра» — условное название серии ходов в шахматной партии, когда один из соперников зеркально повторяет ходы другого.
Откладывание партии — процедура прерывания партии с последующим доигрыванием. При этом игрок, имеющий очередь хода мог сделать его на доске (открытый ход)или же записать его на бланке и запечатать в конверт (секретный ход). Отложенная партия могла анализироваться, при этом не исключалась помощь других шахматистов. Практиковалась до широкого внедрения компьютерных программ в жизнь. Современный контроль времени предполагает, что партия начинается и заканчивается в один игровой день.
Открытая игра — ведение борьбы преимущественно тактическими средствами с использованием открытых линий, диагоналей, дальнобойности фигур и т. п.(см. также Закрытая игра).
Открытая линия — вертикаль шахматной доски, свободная от пешек.
Открытые дебюты — шахматные начала, возникающие после ходов 1.e4 e5. Преимущественно ведут к живой открытой фигурной игре. Хотя ряд вариантов, например, итальянской или испанской партии приводят к закрытым позициям и длительному позиционному лавированию.

Sergiy63

Сообщения : 13
Очки : 21
Репутация : 0
Дата регистрации : 2013-09-22

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Словарь шахматных терминов

Сообщение автор Sergiy63 в 2013-09-24, 05:47

П

Пат — позиция, в которой какой-либо стороне не объявлен шах, но она не имеет возможности сделать ход.
Пешка — минимальная боевая единица в шахматах, одновременно — базовая единица измерения шахматного материала (в среднем лёгкая фигура равна трём пешкам, ладья — пяти и т. п.). Ф. Филидор называл пешки «душой шахмат».
План игры — стержень шахматной стратегии, в которой увязывается воедино дебют, середина игры (миттельшпиль) и эндшпиль. План формируется на основе динамичной (меняющейся) оценке позиции и включает в себя постановку адекватной цели борьбы (борьба за победу, за ничью), оценку необходимости перегруппировки фигур, оценку приемлемости (неприемлемости) серии разменов, необходимость тех или иных маневров, лавирования и т. п.
Поддавки (шахматные) — игра, где побеждает сторона, первая отдавшая все свои фигуры и пешки (включая короля).
Позиция — положение, случившееся в практической партии или представляющее задание в шахматной композиции. Умение адекватно оценивать позицию представляет собой одну из необходимых составляющих шахматного мастерства.
Поле — единица шахматного пространства, то же, что и «пункт», «клетка шахматной доски». Обладание ключевыми полями в данной конкретной позиции предопределяет позиционное преимущество.
«Слабое» поле [/color]— поле, доступное для вторжения вражеских сил.
Полуход — один ход белых или один ход чёрных, единица измерения и минимальная единица изменения позиции на шахматной доске. Два полухода составляют ход, представляющий собой одну строку в записи шахматной партии на бумаге.
Превращение — замена пешки при достижении последней горизонтали на любую фигуру своего цвета (кроме короля).
Превращение «слабое» — превращение пешки не в самую сильную фигуру (то есть не в ферзя, как обычно), а, например, в коня, слона или ладью. При этом «слабое» превращение может быть сильнейшим ходом (!).
Программа шахматная — разновидность игровых компьютерных программ, способных оценивать позицию и в соответствии с заложенным алгоритмом делать (предлагать) ход. Лучшие современные программы (Rybka, Fritz, Deep Blue, Deep Thought etc.) играют на уровне сильных гроссмейстеров и успешно сражаются с чемпионами мира (компьютерам проигрывали матчи и Каспаров, и Крамник…). Они также полезны при подготовке к соревнованиям и при анализе партий или технических позиций.
Промежуточный ход — неочевидный ход, сделанный вместо очевидного (напрашивающегося), позволяющий извлечь дополнительную выгоду из позиции (например, вместо «очевидного» взятия фигуры во время размена дается промежуточный шах, заставляющий короля противника занять невыгодную позицию).
Пространство — один из фундаментальных ресурсов (наряду с временем и игровой инициативой) шахматной игры. Завоевание и использование пространства — условие реализации любой игровой стратегии, ориентированной на победу.
Профилактика — меры, предупреждающие возможные риски и угрозы задолго до того, как они проявятся в полной мере.
Проходная пешка — пешка, перед которой нет пешек противника (в том числе на смежных вертикалях) и которая может двигаться к полю превращения.
Преимущество — превосходство над позицией противника в одном из компонентов (материальное или позиционное преимущество).


Р

Рапид — см. Быстрые шахматы.
Размен — ход (серия ходов), при котором (которых) стороны осуществляют обмен примерно равноценным материалом (размен лёгкой фигуры на лёгкую фигуру, пешки на пешку, лёгкой фигуры на три пешки, ферзя на две ладьи или три лёгких фигуры и т. п.). В свое время М. М. Ботвинник определил содержание шахматной игры как обобщенный размен.
Рейтинг — текущий уровень относительной силы шахматиста, выражаемый в числовом коэффициенте (с 1972 — коэффициент Эло по имени Арпада Эло, предложившего методику расчётов и использования коэффициентов). Уровень мастера ФИДЕ — от 2300, международного мастера — от 2400. Уровень гроссмейстера — от 2500 и выше. Гроссмейстеры экстра-класса — от 2600 и даже от 2700 и выше.
Ретроградный анализ (ретроанализ) — задание в шахматной композиции, предполагающее выяснение того, каким был последний ход в партии (и какой именно стороны — белых или черных), чья очередь хода и т. п.
Рокада — вертикаль, открытая для маневров ладьи.
Рокировка — ход в шахматной партии, имеющий целью увести короля из центра; при короткой рокировке король эвакуируется на королевский фланг, при длинной — на ферзевый. При осуществлении рокировки король переносится через одно поле (соответственно, для белого короля на поля g1 (при короткой рокировке) или c1 (при длинной)), ладья ставится на то поле, через которое «перепрыгнул» король. Рокировка может производиться только, если ни ладья ни король до рокировки не делали ходов, и ни одно из полей между полями, занимаемыми королём и ладьёй, не занято другими фигурами, королю не объявлен шах и ни одно из полей на его пути (то, которое он пересекает, делая ход, и то, на которое он ходит) не находится под боем.
Ряд — то же, что и горизонталь. «Обжорный» ряд — вторая (для чёрных) или седьмая (для белых) горизонталь, на которых тяжёлые фигуры могут «полакомиться» пешками.

Sergiy63

Сообщения : 13
Очки : 21
Репутация : 0
Дата регистрации : 2013-09-22

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Словарь шахматных терминов

Сообщение автор Sergiy63 в 2013-09-24, 07:37

С

Связка — положение, когда фигура не может сделать ход из-за того, что после её хода поле, на котором стоит король, будет атаковано. Связанной может также быть фигура, ход которой приведет к потере ферзя или проигрышу качества.
Сеанс одновременной игры — средство популяризации шахмат, мероприятие, в ходе которого сильный шахматист (сеансер) играет одновременно ряд партий (от нескольких партий до нескольких сотен партий) с шахматистами более низкой квалификации.
Скахография — жанр шахматной композиции, при которой расположение шахматных фигур образует очертания букв, цифр или какие-то рисунки (например, очертания новогодней ёлки).
«Слабое» превращение — превращение пешки не в ферзя, а в ладью или легкую фигуру.
«Слепота» шахматная — «затмение» во время игры, при которой игрок не видит очевидных выигрывающих продолжений или совершает грубый зевок, ведущий к проигрышу или утрате решающего перевеса.
Стратегия шахматная — долговременный план, на реализацию которого направлены конкретные ходы и операции. Общая линия стратегии определяется прежде всего требованиями позиции и включает в себя оценку позиции, определение конечной цели (борьба за победу или за ничью), методов достижения последней (обострение игры, блеф, переход в эндшпиль и т. п.).

Т

Табия — хорошо изученная дебютная позиция, с достижения которой игроки начинают делать собственные, не «книжные» ходы. В старинных шахматах фигуры не отличались современной динамикой и дальнобойностью, и требовалось немало времени, чтобы разыграть дебют. Поэтому по договорённости игра сразу начиналась с табий.
Тактика шахматная — система приёмов (прежде всего с использованием комбинаций), позволяющих достичь преимущества или свести партию к ничьей. К приёмам шахматной тактики относят разнообразные типичные средства («отвлечение», «завлечение», «уничтожение защиты» и пр.).
Темп — 1) ритм игры; 2) отдельный ход (в этом смысле потеря темпа — лишний ход, то есть потеря времени).
Теория шахматная — сфера анализа и обобщения практики, выявление определённых закономерностей, присущих шахматной игре на различных её стадиях (теория дебюта, теория окончаний и т. п.).
«Треугольник» — один из способов передачи очереди хода сопернику в окончании партии или этюде с целью поставить его в положение цугцванга.
Турнир — разновидность (наряду с матчем) шахматного соревнования, при котором ряд участников играет с друг другом. Типичный пример — круговой турнир, в котором каждый участник играет со всеми остальными. Турнир по швейцарской системе позволяет провести соревнование с многими десятками (и даже сотнями) участников посредством проводимой после каждого тура жеребьёвки (в каждом новом туре играют между собой участники, имеющие примерно равное количество очков). Турнир по шевенингенской системе предполагает соревнование команд, где в конечном счете каждый участник одной команды играет партию с каждым участником другой команды.
Турнирная таблица — документ, позволяющий оценить текущее турнирное положение участников турнира (по выставляемым в таблице результатам туров)или их итоговый результат (итоговая таблица).

У

Угроза — нападение на один из объектов позиции неприятеля с созданием реальной опасности для его положения.

Ф

Фаланга — пешечная цепь.
Фейерверк — каскад жертв при осуществлении комбинации.
Фианкетто — или фианкетирование, термин обозначающий развитие слона на большую диагональ под защитой пешечного «домика» (например, слона на g2 при пешках f2, g3 и h2).
Фланг — край доски, расположенный на вертикалях a, b, c и f, g, h.
Королевский фланг — фланг, ближний к королю в начале шахматной партии, на вертикалях f, g, h.
Ферзевый фланг — фланг, ближний к ферзю в начале шахматной партии, на вертикалях a, b, c.
Фишеровские шахматы (рэндом-чесс) — шахматы, в которых фигуры стоят на исходных позициях иным образом (но симметрично у белых и черных), чем в классических шахматах (пешки же по-прежнему занимают второй ряд) — причём слоны обязательно стоят на полях разного цвета и ладьи с разных сторон от короля. Позиции в этой разновидности шахмат недостаточно изучены теорией и носят более «свежий» и оригинальный характер.
Форпост — выдвинутая во вражеский лагерь (то есть за демаркационную линию) фигура (как правило, конь), защищённая пешкой. Например, конь на поле e6, защищённый пешкой d5 или (и) f5.
Форсирование — осуществление серии ходов, на которые противник вынужден отвечать только определённым образом (например, при разменах, при объявлении шахов и т. п.). Форсированные варианты облегчают предварительный расчёт.
«Форточка» — поле, на которое может отступить король в случае шаха по первой (последней) горизонтали. Соответственно, «сделать форточку» — это сделать ход одной из пешек, прикрывающих позицию рокировки. В случае отсутствия «форточки» принято говорить о возможной слабости первой (для белых) или последней (для чёрных) горизонтали.

Sergiy63

Сообщения : 13
Очки : 21
Репутация : 0
Дата регистрации : 2013-09-22

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Словарь шахматных терминов

Сообщение автор Sergiy63 в 2013-09-24, 07:41

Х

Ход — передвижение фигуры или пешки с одного поля на другое. Ход считается сделанным, если игрок поставил фигуру или пешку на поле и отпустил её. Ходы шахматной партии, сыгранной в официальных соревнованиях, записываются посредством шахматной нотации. В случае рокировки и взятия в ходе могут участвовать две фигуры. См. также полуход.

Ц

Цейтнот— нехватка времени на обдумывание хода.
Центр — поля с индексами e4-e5-d4-d5. Понятие расширенного центра включает также смежные с указанными поля.
Цугцванг — положение, при котором у одной из сторон или у обеих сразу (взаимный цугцванг) нет полезных ходов, так что любой ход игрока ведёт к ухудшению его собственной позиции.

Ч

Часы шахматные — особая разновидность часов, в которых совмещены два циферблата и при совершении хода особый механизм переключает часы таким образом, что идут часы того, кто обдумывает ход. Нехватка времени вызывает цейтнот, а его исчерпание (в случае, если не сделано предусмотренное количество ходов) означает просрочку времени и поражение.
Часы Фишера — часы, в которых предусмотрено прибавление нескольких секунд за каждый сделанный ход (то есть возможность просрочки времени в выигрышной позиции минимизируется).

Ш

Шах — позиция, в которой король атакован вражеской фигурой или пешкой.
Двойной шах — позиция, в которой королю объявляют шах сразу две фигуры.
Шахматная композиция — область шахматного искусства, в которой художники (шахматные композиторы) составляют позиции (задачи и этюды), в которых те или иные идеи, принципы и приемы выражаются в чистом виде и имеют ярко выраженную эстетическую окраску.
Шахматная фигура
Конь
Король
Ладья
Слон
Ферзь
Лёгкая фигура — лёгкой фигурой называют коня или слона.
Тяжёлая фигура — тяжёлой фигурой называют ладью или ферзя (в отличие от легких фигур, отдельная тяжёлая фигура может при поддержке короля поставить мат одинокому королю противника).

Э

Эстетика шахмат — способность шахматной игры доставлять эстетическое удовольствие (красота и парадоксальность возникающих в ходе игры позиций, красота замысла, красота отдельного хода или партии в целом, красота борьбы и т. п.).
«Эксцельсиор» — разновидность шахматной задачи (этюда), в ходе решения которого пешка из первоначального положения ход за ходом движется в ферзи.
Эндшпиль — заключительный этап шахматной партии.
Этюд шахматный — произведение шахматной композиции, искусственно составленная позиция, в которой необходимо найти единственно верный путь (как правило, неочевидный, парадоксальный) для достижения поставленной задачи (достижение выигрыша или ничьей).

Sergiy63

Сообщения : 13
Очки : 21
Репутация : 0
Дата регистрации : 2013-09-22

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Словарь шахматных терминов

Сообщение автор Владыка мира в 2013-10-16, 15:17

Дополню и я эту тему интересной терминологией

А

Авторское решение — решение задачи или этюда, задуманное автором.

Альтернативный сеанс — cеанс одновременной игры, в котором выступает не один сеансер, а два или более, причем они не советуются между собой.

Атака — наступление в шахматной партии, наиболее решительный способ достижения цели. Успех атаки зависит от многих позиционных факторов: преимущества в центре или контроля над центральными полями, более активного расположения фигур, превосходства в силах на атакуемом участке доски, наличия у противной стороны уязвимых пунктов в позиции и т. п. Иными словами атака не возникает стихийно, а является следствием глубоко продуманного стратегического плана.
Объекты атаки могут быть различными, среди них основным является неприятельский король.
Среди атак на короля можно отметить следующие виды:
Атака при односторонних рокировках. Как правило, при таком расположении королей ведется фигурная игра.
Атака при разносторонних рокировках. Для разрушения прикрытия короля обычно применяется пешечный штурм.
Атака на застрявшего в центре короля. Такая атака возникает в тех случаях, когда в итоге неудачно разыгранного дебюта король лишен возможности укрыться на фланге.
Объектами нападения при атаке на фланге являются слабые пешки, уязвимые пункты в лагере противника, которые с выгодой могут быть заняты фигурами. Большое значение для успешного завершения атаки имеет захват ладьями открытых и полуоткрытых линий.

Атака пешечного меньшинства — типовой стратегический план, имеющий целью вызвать ослабление позиции противника, преимущественно на ферзевом фланге. На практике атаку пешечного меньшинства проводят чаще всего путем наступления белых пешек «а» и «b» на пешечную цепь черных а7 (а6) — b7 — c6 — d5. Такое наступление в случае удачи приводит к созданию у черных слабой пешки и прорыву белых фигур в лагерь противника.

Б

Бешеная фигура — незащищенная фигура, которая непрерывно преследует короля (реже другую фигуру), пользуясь тем, что ее нельзя брать из-за пата. В большинстве случаев роль «бешеной» фигуры играет ладья. Комбинация с «бешеной» фигурой позволяет стороне, находящейся под угрозой проигрыша, достичь ничьей.

1. Блокада — торможение движения неприятельских пешек. Термин «блокада», а также разработка методов ее осуществления принадлежит А. Нимцовичу, сформулировавшему принципы блокады в книге «Моя система» и брошюре «Шахматная блокада».

Суть блокады состоит в том, что свою фигуру ставят перед неприятельской пешкой. Тяжелые фигуры могут осуществлять блокаду и «издалека», по линии расположения пешки. Прежде чем заблокировать пешку, порой добиваются торможения ее продвижения и только затем осуществляют блокаду.

Блокада — важный прием в борьбе против пешечного превосходства. Иногда полезно блокировать даже малоподвижные пешки — с целью создать объекты для наступления. Блокада двух или нескольких пешек может полностью парализовать силы противника.

Блокадные поля являются удобными стоянками для фигур, откуда они, будучи ограждены от нападения, сами оказывают давление на позицию противника. Особенно сильны блокирующие фигуры в центре, в то время как на краю доски они менее активны. Таким образом, можно различать сильную и слабую блокаду, в зависимости от возможных действий блокирующей фигуры.

2.Блокада — тема в этюде, являющаяся разновидностью позиционной ничьей. Она заключается в том, что слабейшая сторона спасается, ограничивая подвижность и взаимодействие одной или нескольких фигур противника.

Блокирование поля — тактический прием в композиции. Заключается в том, что черная фигура занимает определенное поле, мешая стать на него другой своей фигуре; этим обстоятельством пользуется противная сторона. Блокирование поля может встретиться и в игре белых фигур.

Блокированная пешка — пешка, движение которой механически заторможено стоящей непосредственно перед ней неприятельской фигурой

Блокировка — идея тактического удара, в результате которого фигура противника вынуждается занять поле, необходимое для другой фигуры.


В

Вариант — вариант, идейные варианты, раскрывающие основное содержание задачи или этюда, а также побочные варианты. Слово «вариант» весьма употребительно и в дебютах. Однако понятие вариант здесь более широкое: под этим словом иногда понимается целая дебютная система.серия ходов, логически связанных между собой. Вариант может иметь различные разветвления в зависимости от ответов противника. Быстрый расчет вариантов, способность шахматиста предусмотреть все возможные разветвления имеет огромное значение для достижения успешного результата партии. В композиции различают главный

Вечное нападение — способ достижения ничьи, заключающийся в том, что слабейшая сторона непрерывно преследуют одну или более фигур противника, лишая его возможности использовать материальный или позиционный перевес. Частные случаи вечного нападения — вечный шах,  «бешеная» фигура.

Вертикаль — ряд из восьми квадратов на шахматной доске по направлению от партнера к партнеру или вертикальный ряд из восьми квадратов на шахматной диаграмме. Вертикали обозначают латинскими буквами от «a» до «h».


Вечный шах — непрерывно следующие друг за другом шахи, от которых неприятельский король не может укрыться. В этом случае партия считается окончившейся вничью. Однако, в правилах нет пункта о вечном шахе и, следовательно, ничья фиксируется на общих основаниях, то есть при согласии партнеров, троекратном повторении позиции или по правилу 50 ходов.

Взаимодействие фигур — целенаправленное расположение боевых сил, подчиненное определенному плану. Взаимодействие фигур является одним из важнейших стратегических принципов шахматной борьбы. Оно начинается уже в дебюте, хотя в этой стадии, в основном, преследует цели гармоничного развития фигур, и приобретает более конкретные очертания в миттельшпиле, когда четко вырисовываются планы стороны.


Взятие — (условное обозначение «х») снятие неприятельской фигуры или пешки. При взятии своя фигура или пешка ставится на место снятой неприятельской.

При взятии пешки на проходе берущая пешка ставится на поле, которое пересекла пешка, продвинутая с исходной позиции сразу на два поля.

При записи партии указывать взятие, то есть знак «х», не обязательно

Взятие на проходе — взятие неприятельской пешки, продвинувшейся из начального положения сразу на два поля и ставшей при этом рядом по горизонтали с чужой пешкой. Это взятие может быть сделано только очередным ходом. При этом пешка противника снимается так, как если бы она продвинулась только на одно поле. Например, в ответ на e7—e5 белые при положении своей пешки на d5 могут взять неприятельскую на проходе: dxe6.

Висячие пешки — две центральные связанные пешки при отсутствии на смежных вертикалях своих пешек.  Пример: c4, d4 — висячие пешки.


Время — в шахматах имеет двоякий смысл. Контроль времени, т. е. то время, которое отводится для совершения определенного числа ходов каждому партнеру, и время — темп развития событий в партии.

Второе понятие включает в себя чисто шахматные элементы борьбы: опередить противника в развитии, в атаке, быстрее провести пешки в ферзи и т. п.

Вскрытый шах —разновидность открытого нападения, при которой нападающая фигура объявляет шах, то есть фигура, делая ход, открывает линию действия другой фигуры, под ударом которой оказывается король.

Вступительная игра — игра в этюде или многоходовой логической задаче, которая предшествует проведению идеи автора, маскирует ее, увеличивает трудность решения. Вступительная игра должна быть органически связана с главной идеей композиции.

Вторая рука — термин, смысл которого заключается в том, что черные копируют дебютное построение белых, но с потерей темпа. Тот же смысл имеет и термин «первая рука», то есть белые применяют дебют, который обычно играется черными, однако с выигрышем темпа.

Выключение фигуры — тактический прием в задаче (главным образом в двухходовке), заключающийся в том, что черные в защите становятся на линию дальнобойной белой фигуры, закрывая ее действие на поле у черного короля; этим обстоятельством белые пользуются для завершения матовой атаки.

Выступка — право первого хода. В начальной позиции преимущество выступки принадлежит белым.

Владыка мира

Сообщения : 17
Очки : 35
Репутация : 0
Дата регистрации : 2013-09-22

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Словарь шахматных терминов

Сообщение автор Владыка мира в 2014-02-11, 23:33

Г

Гроссмейстерская ничья — С конца XIX века, в связи с тенденциями, выросшими на почве профессионализма, появились «мирные» ничьи. Выработалась особая тактика — побеждать слабейших, делать ничьи с сильнейшими; возник термин — «гроссмейстерская» ничья.
В правилах ФИДЕ указано, что Положение о соревновании может устанавливать, что игроки не могут соглашаться на ничью раньше определенного числа ходов, либо вообще — без разрешения арбитра.

Д

Двойной удар — нападение одной фигурой или пешкой на две фигуры или два важных пункта противника. Частным случаем двойного удара является пешечная или коневая вилка, в которой нападение осуществляется пешкой или конем.

Двойной шах — (условное обозначение ++) разновидность вскрытого шаха, при которой уходящая с линии действия фигура или пешка также объявляет шах. То есть фигура, делая ход, нападает на короля и открывает линию действия другой фигуры, под ударом которой также оказывается король. При двойном шахе возможен только один способ защиты — отступление короля.

Двухходовка (двухходовая задача) — задача с заданием: белые начинают и дают мат черным в два хода. До последней четверти XIX века двухходовка широкого распространения не имела. Лишь в результате работы чешских и английских композиторов двухходовка была признана полноправным видом заданного творчества. Особое развитие двухходовка получила в XX веке.


Диагональ — Прямые линии квадратов одного и того же цвета, касающихся углами, называют диагоналями. Диагонали a1—h8 и h1—a8 называют большими.

Доигрывание — завершение партии, оставшейся незаконченной в основное время или при одном из предшествующих доигрываний. При возобновлении игры восстанавливается положение на доске, проставляются показания контрольных часов и в соответствии с правилами воспроизводится записанный ход.
В настоящее время, в связи с развитием компьютерной техники, игра с доигрыванием практически вышла из употребления.

Доска шахматная — квадрат из 64 (восемь на восемь) одинаковых по размеру, попеременно расположенных светлых и темных клеток квадратной формы. Светлые клетки называют белыми полями, темные — черными. Шахматная доска располагают так, чтобы слева от играющего находилось черное поле. На диаграммах шахматную доску располагают таким образом, чтобы в начальной позиции внизу были белые фигуры.
Каждое поле имеет обозначение, служащее для записи хода партии или определенного положения специальной шахматной нотацией.
Различают три типа рядов полей: вертикали, горизонтали (прямые ряды полей, идущие соответственно по вертикали и горизонтали) идиагонали (ряды полей одинакового цвета, касающихся углами). Вертикали «a»—«d» образуют ферзевый фланг; «е»—«h» — королевский фланг. Поля d4—d5—е5—е4 называются центральными, или центром. Иногда (в отличие от «малого» центра) говорят о «большом» центре, под которым имеют в виду квадрат, ограниченный полями c3, c6, f3 и f6.

Дуаль (англ. dual) — частичное побочное решение, то есть возможность решения задачи или этюда в вариантах со второго или последующих ходов, отличного от авторского. Дуаль в идейных (тематических) вариантах задачи недопустимы. В этюде различают допустимые и недопустимые дуали, хотя единого мнения по этому вопросу нет. В побочных (не тематических) вариантах дуали разрешаются.

Е

Единственность решения — основное формально-конструктивное требование в композиции. См. Решение задачи (этюда).

Естественность начальной позиции задачи или этюда — одно из основных требований эстетики композиции, заключающееся в том, что начальная позиция должна по возможности напоминать положение из партии. Особенно важно это требование в этюдной композиции.

З

Завлечение — идея тактического удара, в результате которого фигура противника завлекается на невыгодное для него поле.

Замуровывание — лишение подвижности фигуры. Замуровывание может быть темой в задаче или этюде. Различают тему замуровывание Клинга, где слабейшая сторона стремится спастись, используя замуровывание своей фигуры для пата, и тему замуровывание Зеебергера, где сильнейшая сторона стремится поставить противника в положение цугцванга или выиграть замурованную (запертую) фигуру; в последнем случае замуровывание может быть полным или частичным.

Запись партии — запись течения партии особым способом, называемым шахматной нотацией.
Во время игры от каждого игрока требуется вести запись своих ходов и ходов партнера, по возможности ясно и разборчиво, алгебраической нотацией, на бланке, предназначенном для этого соревнования. Запрещается записывать ходы заранее, если только игрок не требует ничью согласно правилу о троекратном повторении позиции или правилу пятидесяти ходов. Игрок может ответить на ход партнера перед тем, как его записать, но он должен записать свой предыдущий ход перед тем, как сделать следующий. Оба игрока должны отмечать предложение ничьей на бланке.
Если игрок не в состоянии сам вести запись, то он может предоставить помощника, который должен быть утвержден арбитром, или он может просить обеспечить его помощником для записи ходов. Его часы должны быть скорректированы судьей.

Защита — отражение наступательных действий противника. Шахматист, ведущий защиту, в известной степени в своих действиях подчинен замыслам противника. Защита может быть пассивной и активной. При пассивной защите приходится ограничиваться чисто оборонительными мероприятиями, создавая максимальные трудности противнику. Активная защита, помимо отражения непосредственных угроз, предусматривает подготовку и проведение встречного удара в наиболее уязвимом месте позиции противника. Контратака — наиболее действенный способ защиты. При ведении защиты необходимо учитывать все имеющиеся стратегические и тактические средства: стараться вызвать ослабление неприятельской позиции, использовать представляющиеся тактические возможности, помнить, что каждый размен сильной атакующей фигуры противника ослабляет его натиск. Иногда как способ защиты используется идея пата.
Термин «защиты» в шахматах имеет и другой смысл. Так называются многие дебютные построения определяемые ходами черных (например, защита Алехина, Французская защита, защита Нимцовича и т. д.)

Зеркальный мат (пат) — финальное положение в задаче (этюде), в котором все поля матовой (патовой) зоны свободны от фигур.

Владыка мира

Сообщения : 17
Очки : 35
Репутация : 0
Дата регистрации : 2013-09-22

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Словарь шахматных терминов

Сообщение автор Владыка мира в 2014-02-15, 11:46

И

Избыточная защита — термин, введенный в теорию А. Нимцовичем. Суть избыточной защита заключается в том, чтобы с «запасом» (т. е. с количеством защищающих фигур большим, чем атакующих) защитить важный пункт в своей позиции и развязать руки для операций на других участках доски. Избыточную защиту надо применять только по отношению к сильным пунктам, ибо избыточная защита менее важных объектов может привести к пассивному расположению защищающих фигур. Слабые пункты следует защищать с избытком только в тех случаях, если они помогают обороне других, сильных, пунктов.

Иллюзорное решение (игра) — очевидные в начальной позиции задачи варианты, меняющиеся после первого хода решения. Иллюзорное решение (особенно если оно подчеркивается ложным следом) затрудняет нахождение действительного решения. Большое значение иллюзорное решение имеет в современной двухходовке на тему перемены игры, где оно входит в содержание задачи.

К

Кипергань (от франц. qui perd gagne — кто проигрывает, тот выигрывает) — задачи на обратный мат.

Ключевые поля — в эндшпиле так называются поля, занятие которых королем или другой фигурой обеспечивает выигрыш независимо от очереди хода.

Командное соревнование — шахматное соревнование, участниками которого являются команды (в отличие от личного соревнования, где участвуют отдельные шахматисты).
Командные соревнования могут проводиться в форме матча, турнира, матч-турнира.
Обычно участники команд распределяются по доскам в зависимости от квалификации, рейтинга и т. д. В командных соревнованиях встречаются участники команд, выступающие на одних и тех же досках. Места определяются по сумме индивидуальных результатов членов команд или по результатам матчей (выигрыш матча — 2 очко, ничья — 1, проигрыш — 0). Наряду с командным зачетом (учитываются только результаты команд в целом) применяется лично-командный зачет (учитываются результаты команд и отдельных участников).
Командные турниры и матч-турниры могут проводиться по круговой системе, системе с выбыванием, швейцарской системе.
В командных матчах иногда применяется схевенингенская система, при которой каждый участник одной команды встречается со всеми участниками другой команды.

Компенсация — наличие определенных выгод взамен известных уступок. Компенсация может быть материальная: например, за пожертвованного ферзя одна из сторон получает ладью, легкую фигуру и две пешки или за отданную ладью — легкую фигуру и две пешки. Компенсация может быть и позиционной, когда взамен понесенного материального урона есть атака, инициатива, лучшее расположение сил и т. д.


Композитор шахматный — составитель шахматных задач и этюдов. Составители задач называют проблемистами, этюдов — этюдистами.

Консолидация — укрепление позиции, объединение усилий разрозненных фигур для осуществления намеченных целей.

Консультационная партия — партия, которая с одной или обеих сторон ведется группой шахматистов, носящих название консультантов.
Помимо отдельных консультационных партий, возможны соревнования (матчи, турниры), участниками которых частично или полностью являются консультанты.

Контратака — нападение, предпринятое в ответ на наступление противника. Возможность контратаки часто возникает после отражения атаки противника, являясь естественной реакцией на вызванное ею нарушение гармонического взаимодействия фигур или ослабление позиции атакующего. Для ведения атаки противник на атакуемом участке старается сконцентрировать свои основные силы, поэтому возможность контратаки чаще всего возникает в другом, ослабленном противником, участке фронта. Контратака — наиболее действенный, активный способ защиты.

Контроль времени — ограничение времени на обдумывание ходов.
До середины XIX века шахматные соревнования проводились без ограничения времени на обдумывание ходов. Однако с матча Лабурдоне — Мак-Доннель (1834) начинаются жалобы в связи с тем, что отдельные шахматисты слишком долго думают над ходами, в результате чего сравнительно короткие партии затягиваются на много часов. Дело дошло до того, что в Лондонском международном турнире, 1851, Стаунтон при счете +6, —2, = 3 сдал матч за III приз Уильямсу, «тугодумие» которого превосходило все границы.
В матче Гарвиц-Левенталь (1853) впервые было применено ограничение времени. Как в этом матче, так и в ряде последующих соревнований ограничивалось время на обдумывание каждого отдельного хода. «Карой» служил обычно штраф. Для контроля времени служили песочные часы или часы с открытым маятником.
Новое правило, хотя и не сразу, внедрялось в практику шахматных состязаний. Постепенно установились действующие поныне правила: «серийный» контроль (установление лимита времени не на каждый отдельный ход, а на определенную серию ходов), накопление времени (переход неизрасходованного времени на обдумывание следующей контрольной серии ходов), зачет поражения за просрочку времени.
Большое значение имело изобретение двойных часов с механическим регулятором, впервые примененных в Лондонском международном турнире, 1883.
Первое время действовал лимит времени 15 ходов в час. С конца XIX века повсеместно утвердился контроль 30 ходов на 2 часа и 15 ходов на каждый последующий час, затем наиболее распространенным контролем стал 40 ходов на 2»#178; часа и 16 ходов на каждый последующий час.
В настоящее время, в связи с отменой доигрывания, применяется контроль времени до конца партии, а также контроль с добавлением времени на каждый ход и контроль с задержкой времени.

Контроль времени с добавлением на каждый ход (контроль Фишера) — современный контроль времени при котором, после каждого хода добавляется определенное время указанное в регламенте. Например, на всю партию отводится два часа, при этом за каждый ход начиная с первого добавляется 30 секунд или два часа на первые 40 ходов, затем один час до конца партии с добавлением 30 секунд начиная с 41 хода.

Контроль времени с задержкой (контроль Бронштейна) — современный контроль времени при котором, время отведенное на партию начинает убавляться не сразу как противник перевел часы, а с некоторой, указанной в регламенте, задержкой. Существенное отличие от контроля Фишера состоит в том, что время добавляемое на каждый ход не накапливается, то есть не имеет смысла делать серию не обязательных ходов с целью накопить время для продолжительного раздумья.

Контршансы — встречные возможности в позиции, в противовес имеющимся у противника.

Конь — ходит и берет своеобразным движением: на два поля по вертикали или горизонтали, а затем, под углом 90 градусов на ближайшую клетку. Получается буква «Г» (в латинском алфавите «L»). Правила FIDE определяют ход коня, как ход на одно из ближайших полей от того, на котором он стоит, но не на той же самой вертикали, горизонтали или диагонали. Конь сокращенно обозначается — К, графически —  , по-английски — N, иногда Kt (Knight, рыцарь), по-испански — C (Caballo, конь)
Таким образом, при каждом своем ходе конь с белого поля попадает на черное, а с черного поля — на белое. В отличие от всех фигур конь может переходить через поле, занятое другой фигурой (своей или противника). В начальном положении каждая из сторон имеет по два коня. Белые расположены на полях b1 и g1, черные — на b8 и g8. По силе конь примерно равен слону или трем пешкам.

Кооперативный мат — вид задач, относящихся к области «сказочных шахмат». По условию черные не противодействуют замыслам белых, как в задачах обычного типа, а, наоборот, помогают им создать мат черному королю в заданное число ходов. Как правило, решение начинают черные.


Король — важнейшая фигура, поскольку конечная цель шахматной борьбы заключается в уничтожении (заматовании) короля противника. Король ходит и берет в любом направлении на одно соседнее поле, не находящееся под ударом фигур противника. Считается, что фигуры партнера атакуют поле, даже, если они не могут ходить. Короля сокращенно обозначают — Кр, графически —  , по-английски — K (King, король), по-испански — R (Rey, король).
При определенных условиях один раз в течение партии король может осуществить совместный ход с ладьей, называемое рокировкой. В начальном положении каждая из сторон располагает одним королем. Белый король расположен на поле e1, черный — на е8.

Корректная комбинация — комбинация, правильная во всех вариантах. В том же смысле понятие корректности применяется в шахматах к ходу, варианту, жертве, игре и т. д.

Коэффициент прогресса — дополнительный показатель, используемый для определения занятых мест участниками, набравшими равное количество очков. Коэффициент прогресса — это сумма нарастающего числа очков, то есть сумма количество очков, которое игрок имеет после каждого тура. Усеченный коэффициент прогресса — это сумма нарастающего числа очков, из которой вычитается количество очков после одного или более туров, начиная с первого тура.

Круг — законченный цикл матч-турнира, в течение которого каждый участник играет со всеми остальными по одной партии.

Круговая система — система проведения турнира, при которой каждый участник в порядке, определяемом таблицами очереди игры в турнирах, играет со всеми остальными.

Владыка мира

Сообщения : 17
Очки : 35
Репутация : 0
Дата регистрации : 2013-09-22

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Словарь шахматных терминов

Сообщение автор Admin в 2014-03-17, 15:54

Молодцы ребята!!! Цены вам нет за предоставленый материал по шахматной терминологии
avatar
Admin
Admin

Сообщения : 28
Очки : 85
Репутация : 0
Дата регистрации : 2013-09-21

http://abcde.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Словарь шахматных терминов

Сообщение автор Владыка мира в 2014-04-01, 09:10

Л

Ладья — ходит и берет по вертикали или горизонтали на любое поле. Ладья не может перемещаться через поле, занятое другой фигурой. Ладью сокращенно обозначают — Л,  по-английски — R (Rook), по-испански — T (Torre, башня).
В начальном положении каждая из сторон имеет по две ладьи. Белые ладьи расположены на угловых полях a1 и h1, черные — на а8 и h8. По силе ладья примерно равна легкой фигуре плюс полторы-две пешки; две ладьи примерно равны трем легким фигурам или ферзю. Название «ладья» восходит к индийскому наименованию «корабль» — фигуры, занимавшей в начальном положении угловое поле; восточные славяне переименовали ее в ладью, которая была у них средством передвижения.

Легкие фигуры — общее название для слонов и коней.

Ложный след — кажущийся путь к решению задачи (этюда), в действительности опровергаемый тонким и единственным способом. Если ложный след связан с темой и подчеркивает ее, он называется тематическим. Наличие ложного следа затрудняет решение и считается достоинством композиции; тематический ложный след входит в ее содержание.

М

Малютка (бэби) — композиция, в начальном положении которой число фигур не превышает пяти.

Маневр — один или несколько ходов фигурой (фигурами) для достижения конкретной цели. В результате удачного маневра улучшается положение фигур, создаются угрозы позиции противника.

Маневрирование — ряд маневров различными фигурами, носящих более или менее длительный характер, но не всегда имеющих ясную конкретную цель. Наряду с выжидательным маневрированием, есть и маневрирование вынужденное, оборонительное, и плановое. Маневрирование часто применяется в позициях закрытого типа для перегруппировки фигур, без видимого пока плана наступательных действий.

Матовая зона — зона, в центре которой находится матуемый король. В углу доски матовая зона состоит из четырех полей, на краю доски — из шести, в остальных случаях — из девяти.

Матч-турнир — турнир, проводимый по круговой системе в несколько кругов, то есть турнир, где все участники встречаются друг с другом несколько раз.

Мередит — задача (обычно двухходовка), в начальном положении которой число фигур не превышает двенадцати. Название дано в честь американского проблемиста В. Мередита.

Многоходовка (многоходовая задача) — задача с заданием: белые начинают и дают мат черным более чем в четыре хода.

Мотив комбинации — особенности позиции, которые обусловливают возможность проведения тактической операции, например, незащищенные фигуры или важные поля, перегрузка фигур и пешек, стесненное положение фигур и особенно короля, слабость последней горизонтали.

Н

Начальное положение — положение фигур на доске перед началом партии

Ничья — результат партии. Партия считается закончившейся вничью в одном из следующих случаев:

а) Если возникла позиция, когда ни один из игроков не может заматовать короля соперника любой серией возможных ходов. Например: у одного из противников остался король, у другого — король или король с легкой фигурой; у обоих противников осталось по королю со слоном, причем слоны одноцветные.

б) Создалось положение пата.

в) Один из противников предлагает ничью, а другой принимает это предложение;

г) Один из противников, установив, что за последние 50 или более ходов на доске не было взятий и ни одна пешка не сделала хода, требует прекращения партии (правило 50 ходов);

д) Один из противников, установив, что позиция повторилась три (или более) раз или, что она повторится в третий (или более) раз после его хода (не делая хода на доске), имеет право потребовать прекращения партии и признания ее закончившейся вничью (троекратное повторение позиции). Одинаковыми позициями признаются такие, где одинаково не только расположение фигур, но и очередь хода каждый раз принадлежит одной и той же стороне, а также сохранены все возможности позиции, такие как взятие на проходе или возможность рокировки.

е) У одного из игроков закончилось время, но его соперник не может поставить мат любой серией возможных ходов.

О

Обратный мат, или кипергань (от франц. qui perd gagne — кто проигрывает, тот выигрывает), — одна из старейших разновидностей «сказочных шахмат» белые начинают и заставляют черных дать себе (белым) мат в заданное число ходов.

Существует два способа это сделать: лишить черных всех свободных ходов, чтобы остались только матующие, или, нападая на короля, вынудить матующий ход.

Описательная нотация — система записи течения партии или определенной позиции, принятая в странах английского, испанского и португальского языков. См. Нотация шахматная.

По этой системе вертикали обозначаются не буквами, а названиями фигур, которые находились на них в начальном положении (например, «а» — вертикаль ферзевой ладьи (в английской нотации QR), «d» — ферзя (Q), «g»— королевского коня(KN)), а горизонтали — арабскими цифрами от «1» до «8», причем каждая сторона ведет счет от себя. Таким образом, каждое поле получает двойное обозначение, в зависимости от того, кто ведет запись — белые или черные. Некоторые отличия имеют и другие знаки, важнейшие (в английской записи): шах — ch, мат — mate.

Вот как выглядит запись по описательной нотации короткая партия (1. e4 e5 2. Kf3 Kc6 3. Cc4 d6 4. Kf3 Cg4 5. 0—0 Kd4 6. Kxe5 Cxd1 7. Cxf7+ Kpe7 8. Kd5#): 1. Р—K4 (пешка пошла на четвертое поле короля) Р—K4 (то же самое, черные ведут счет горизонталей от себя). 2. N—KB3 (конь пошел на третье поле королевского слона) N—QB3 3. В—QВ4 P—Q3 4. N—QB3 В—KN5 5. О—О N—Q5? 6. NxP! BxQ?? 7. BxP ch K—K2 8. N—Q5 mate.


Оппозиция — противостояние королей на одной линии через одно поле (ближняя оппозиция), три или пять полей (дальняя оппозиция). Оппозиция может быть вертикальной, горизонтальной или диагональной.

Освобождение линии — тактический прием в композиции, заключающийся в расчистке линии для проведения маневра фигуры. Различают простое освобождение линии (фигура уходит с линии) и тематическое (фигура совершает маневр вдоль линии).

Освобождение поля — тактический прием в композиции, заключающийся в уходе фигуры с поля, необходимого для другой фигуры. Освобождение поля для короля называется разблокированием.

Осложнение позиции — прием, имеющий целью из более простого положения создать сложное. Осложнение позиции бывает выгодным, когда противник имеет преимущество и другая сторона стремится запутать позицию, чтобы легче было совершить ошибку, и когда игра в простой позиции не сулит никаких шансов на выигрыш и единственной возможностью бороться за победу является создание сложной, подчас не поддающейся точному расчету ситуации.

Отвлечение — тактический прием в композиции, заключающийся в отвлечении неприятельской фигуры (обычно путем жертв) от защиты поля или линии; это обстоятельство использует противная сторона.

Открытое нападение — нападение, осуществляемое уходом какой-либо фигуры или пешки с линии действия нападающей фигуры. Вскрытый шах и двойной шах являются частными случаями открытого нападения.

Отсталая пешка — пешка, которая не может стать рядом со своей пешкой на смежной вертикали.

Оценка позиции — выявление особенностей и возможностей позиции. Для правильной оценки позиции необходимо учитывать количественное соотношение сил, относительную ценность фигур и пешек, их подвижность, слабость и силу полей, взаимодействие сил. Это позволяет определить все тактические и стратегические возможности, таящиеся в позиции, возможности защиты и атаки, выбрать план игры, соответствующий конкретной обстановке. Оценка позиции складывается из таких элементов: выявление возможностей позиции, расчет вариантов и оценка конечного положения, к которому стремится играющий. Оценочные способности шахматиста определяют силу его игры.

Владыка мира

Сообщения : 17
Очки : 35
Репутация : 0
Дата регистрации : 2013-09-22

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Словарь шахматных терминов

Сообщение автор Владыка мира в 2014-07-08, 09:10

П

Партия — процесс шахматной борьбы с первого хода до выявления окончательного результата. В партии принято различить три фазы: дебют, миттельшпиль и эндшпиль.

Передача хода противнику — прием, благодаря которому одна сторона передает очередь хода другой без изменения позиции на доске. Передача хода достигается путем ряда маневров, для чего важным фактором может явиться наличие большего числа полей для маневрирования.

Перекрытие — идея тактического удара, в результате которого перекрывается линия действия неприятельской фигуры.

Пересечение — обширная группа комбинаций в задаче (этюде), построенных на использовании точек пересечения линий действия двух или более дальнобойных фигур.

Перестановка ходов — изменение очередности ходов в намеченном варианте. Иногда перестановка ходов не имеет существенного значения, но порой она дает возможность изменить течение борьбы,

Пешечная структура — расположение пешек на доске. Пешечная структура оказывает огромное влияние на весь ход борьбы, она во многом определяет план игры сторон. Момент выбора той или иной пешечной структуры очень важен, так как пешки ходят только вперед и каждое их движение в какой-то мере ослабляет тылы в собственном лагере.

Пешечная цепь — пешки одного цвета, расположенные по диагонали и защищающие друг друга. Простейший пример пешечной цепи — белые пешки с3—d4—е5. Все они звенья одной пешечной цепи, а пешка с3 является основанием или базой пешечной цепи.

Пешечный перевес — большее, чем у противника, количество пешек на определенном участке доски. Наличие пешечного перевеса учитывается при составлении плана игры, на этом построены даже идеи некоторых дебютных вариантов.

Пешечный штурм — один из приемов ведения борьбы. Чаще всего пешечный штурм направлен против позиции неприятельского короля с целью разрушить его прикрытие и обеспечить «дорогу» собственным фигурам для матовой атаки. Успех пешечного штурма прежде всего зависит от расположения пешек противника на атакуемом участке.
Труднее всего вести пешечный штурм в том случае, когда пешки противника расположены в один ряд на своих первоначальных местах и держат под контролем все пункты шестой горизонтали (у черных) или третьей (у белых). Каждое их продвижение создает объекты для возможного наступления на них.

Побочное решение — решение задачи (этюда) способом, отличным от авторского. Побочное решение в задаче называется полным, если оно начинается с первого хода, и частичным (дуалью), если обход авторского замысла возможен в вариантах.

Повторение идеи, маневра — важное средство художественной выразительности в композиции, заключающееся в том, что идея (маневр) или один из ее элементов несколько раз повторяется для усиления эстетического воздействия.

Позиционная ничья — группа ничейных тем в этюде, заключающихся в том, что сильнейшая сторона по причинам позиционного характера лишена возможности использовать свое подавляющее преимущество. Основные виды позиционной ничьи: а) крепость; б) блокада; в) привязывание; г) вечное нападение. Термин «позиционная ничья» применяется и к позициям, в которых достигается ничья одним из указанных способов.

Полусвязывание (полусвязка)— особый механизм в задаче, когда между черным королем и белой дальнобойной фигурой находятся две черные фигуры, причем уход одной из них с линии позволяет белым дать мат, используя связку другой. Если обе черные тематические фигуры создают варианты со связкой, полусвязывание называется полным.

Правило пятидесяти ходов — Партия признается закончившейся вничью по правильному заявлению игрока, за которым очередь хода, если: он записывает ход на своем бланке и сообщает арбитру о своем намерении сделать этот ход, после которого окажется, что последние 50 ходов сделаны игроками без перемещения пешек и взятия любой фигуры; последние 50 ходов были сделаны каждым игроком без перемещения пешек и без взятия любой фигуры.

Преимущество — превосходство одной стороны над другой, которое может иметь различные виды. Материальное преимущество может заключаться в наличии у одной из сторон превосходства в силах, позиционное — в лучшем расположении фигур и пешек. Преимущество является владение инициативой, атака, пешечное превосходство на фланге, лучшая маневренность фигур, обладание важными пунктами, наличие в лагере противника слабостей и т. п.

Привлечение — тактический прием в композиции, заключающийся в завлечении фигуры противника на поле или линию (обычно путем жертв), где она мешает защите.

Привязывание — тема в этюде, являющаяся разновидностью позиционной ничьи. Она заключается в том, что слабейшая сторона спасается, привязывая одну или несколько фигур противника к защите определенных полей. Привязывание фигур противника к защите других фигур и пешек ограничивает их атакующие возможности

Проблемист — составитель шахматных задач.

Проигрыш — результат партии. Партия считается проигранной в случае: а) получения мата; б) признания себя побежденным; в) просрочки времени. Кроме того, поражение может быть засчитано за нарушение правил поведения соревнований.

Просрочка времени — превышение лимита времени, предоставленного для обдумывания ходов (фиксируется падением контрольного флажка на шахматных часах). В случае просрочки времени шахматисту засчитывается поражение. Однако, если соперник в конечной позиции не может поставить мат любой серией возможных по правилам ходов, то считается, что партия закончилась в ничью.

Пространство — 64 клетки шахматной доски, на которых передвигаются фигуры, т. е. протекает игра в партии. Борьба за завоевание пространства, в результате которой собственным фигурам обеспечивается больший простор действий, а значит, сокращается свобода передвижения сил противника — один из важных принципов шахматной стратегии. Преимущество в пространстве — один из видов позиционного преимущества.

Противники — две стороны, между которыми ведется шахматная партия. Противником может быть как одно лицо, так и коллектив из нескольких лиц. В этом случае партия называется консультационной.

Пуанта комбинации (франц. pointe) — самый тонкий и скрытый ход (вершина, «гвоздь») комбинации в этюде. В этом же смысле термин используется в практической партии

Владыка мира

Сообщения : 17
Очки : 35
Репутация : 0
Дата регистрации : 2013-09-22

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Словарь шахматных терминов

Сообщение автор Спонсируемый контент


Спонсируемый контент


Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения